На фото — наш любимый в СССР — «Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги — грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.»
Гипотез и тем посвящено этим старушкам много. Выбрала некоторые, которые не массивные по объему. Очень увлекательный материал собран мной для вас — родители, учителя, воспитатели, студенты, ученики, сказочники!
Список некоторых сказок — в конце. Мой рассказ из детства — «Бaбыйга» , так мы называли коротко Бабу Ягу, думая, что так и есть, до школы, пока сами не прочитали, когда узнали буквы. Это вроде «Спроси у Тихо! Светлановна идет!» (Светлана Ивановна), «Сходим к Гузальбертовне, у нее кот Барон, она разрешает приходить!» (Гузель Альбертовна), «Дети Розамировны спокойны, как сама» (Роза Амировна), также Сансанычи, но это уже мужская тема.
Наверное, очень мало людей, кто не знает про эту старушку, разве что, кто за рубежом. У них свои ведьмы. Об этом узнаете дальше. Да, да! У нашей баба Ёжки есть родственницы из дальних стран. Вы будете удивлены, когда о них прочтете, насколько же они разнятся, но общее у всех — одно.
В татарских сказках есть «Убырлы карчик» — «Прожорливая (ненасытная, обжора) старуха».
«Образ Старухи Убырлы в татарских волшебных сказках
АННОТАЦИЯ
научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миннуллин Ким Мугаллимович, Закирова Ильсеяр Гамиловна
В статье рассматривается образ Старухи Убырлы (Убырлы карчык), который недостаточно исследован в татарской фольклористике. Старуха Убырлы является сложным и противоречивым персонажем, который частично напоминает Бабу-ягу. В татарских волшебных сказках Старуха Убырлы представлена в четырех ипостасях: помощницей героя; обладательницей огня; колдуньей или ведуньей; волком-оборотнем. Противоречивость и многогранность образа объясняется тем, что он формировался в течение долгого времени и впитал в себя элементы из разных источников, начиная с древних мифов и заканчивая более поздними сказками, быличками и поверьями.»
https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-staruhi-ubyrly-v-tatarskih-volshebnyh-skazkah
«Убырлы карчык
В татарском и башкирском фольклоре старуха, в которую вселился убыр
Убырлы карчык близка к образу Бабы-Яги из русского фольклора.
Может превращаться в разные предметы (бочка дёгтя, огненное колесо и др.), в животных (волк, кошка, мышь и др.).
В сказках убырлы карчык – в основном отрицательный персонаж, враждебная человеку сила. Притворяясь старухой, она входит в доверие к герою, высасывает его кровь, съедает, топит в воде, превращает в камень (татарские народные сказки «Әйгали батыр» – «Айгали-батыр», «Гөлчәчәк» – «Гульчачак», «Ике туган» – «Два брата» и др.).
В некоторых сказках герой, разгадавший демоническую суть убырлы карчык, под угрозой разоблачения заставляет ее служить себе. В татарской народной сказке «Таңбатыр» («Тан-батыр») убырлы карчык проглатывает больных и выплевывает их здоровыми, «Үги кыз» («Падчерица») – дает богатое приданое бедной девушке.
Некоторые исследователи связывают этот образ с эпохой матриархата, когда умудрённые жизнью старухи играли ведущую роль в обществе».
Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/verovaniya-i-mifologiya/mifologicheskie-personazhi/ubyrly-karchyk Онлайн — энциклопедия Tatarica
«В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая, Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков — Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.
Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.»
https://www.culture.ru/s/vopros/baba-yaga/
«Откуда взялась Баба-Яга?
Почему Бабу-Ягу назвали Ягой?
Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной — маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.
Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.
По одной из них, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI—IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.
…
По другой версии, прототип Бабы-Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.
И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу — наследницу народных целительниц — христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.
Еще выводят слово «Яга» от «ягать»- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также «ягать» означало «кричать» в смысле «браниться», «ругаться». Выводят Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать — великую могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» — это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.
По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их — совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.
Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии («баба-яга» — «наставник йоги»), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов — ягга, которыми руководила женщина-королева)… Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга — это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.»
https://allforchildren.ru/why/where18.php
«Баба Яга
Никто не знает точно, откуда происходит её имя, но ясно, что она была известна древним славянам ещё до принятия христианства. В сказках каждому, кто оказывается в её избушке, она угрожает, что сейчас его съест, но потом или даёт себя обмануть, или помогает герою. Она не подпоясывает одежду и не подвязывает волос, словно дикарка или сумасшедшая.
Баба Яга летает в огромной ступе, у неё неживая нога — костяная, глиняная или золотая, и иногда ещё дочери-волшебницы. Она может приказывать лесным зверям, у неё хранится множество магических вещей, и герою надо выманить их или выполнить ради них сложное задание. А иногда она просто их дарит!
В сказке про Бабу Ягу и Василису Прекрасную девушку напрямую посылают к ведьме за огнём мачеха и сёстры, надеясь, что ведьма её съест. Баба Яга соглашается взять Василису в служанки (и, возможно, ученицы), а потом расплачивается с ней черепом, у которого горят глаза. Взгляд этих глаз сжигает и мачеху, и сестёр, и вот, что интересно — в других сказках персонажи под именем «Василисы» всегда волшебницы. Может быть, они представляют собой собирательный образ молодого поколения ведьм, выучившегося у своей праматери?
В Ярославской области есть музей Бабы Яги, и Русской Православной Церкви это очень не нравится. Но в России Баба Яга настолько популярна, что её не устают делать персонажем уже современных литературных и киносказок»
https://kulturologia.ru/blogs/140618/39316/
«Ба́ба-яга́ (рус. Яга, яга-баба, еги-баба, ягая, Ягишна, Ягабова, Егибоба; белор. Ба́ба-Яга́, Ба́ба-Юга́, Ягіня; болг. Ба́ба Я́га; укр. Баба-Язя, Язя, Язі-баба, Гадра; польск. jędza, babojędza; чеш. jezinka, Ježibaba[4] «ведьма», «лесная баба»; в.-серб. Баба Јага; словен. jaga baba, ježi baba)[5][6] — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье[1]. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя[7]. Помимо русских встречается в словацких[8] и чешских[9] сказках. Кроме того, является обрядовым святочным персонажем в бывших славянских землях Каринтии в Австрии, масленичным персонажем в Черногории и ночным духом в Сербии, Хорватии и Болгарии.
…
Атрибуты
Избушка на курьих ножках
Подробнее см. Избушка на курьих ножках
Николай Рерих, «Изба смерти», 1905 г.